История картин

Поленов Василий Дмитриевич

П
Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) — живописец и театральный художник второй половины XIX века, архитектор и музыкант. Раскрыл свое дарование в каждом из видов искусства, во многих отношениях выступая как новатор. Профессор Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижников. Народный художник РСФСР с 1926 года. Занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью.

Бабушкин сад

1878.

Холст, масло.

54,7×65

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Картина «Бабушкин сад», написанная в 1878 году, — важнейший национальный образ ностальгии по ушедшему золотому веку. Это полотно принято считать хрестоматийной частью трилогии художника, куда входят еще две картины: «Заросший пруд» и «Московский дворик».

Изображенный на картине обаятельный московской городской особняк XIX века является олицетворением старой усадебной России. Таким образом, живописец стремился увековечить память о своем прадеде по материнской линии — архитекторе Львове, чьими стараниями образ небольшого здания с портиком и фронтоном окруженного садом вошел в плоть и кровь русской культуры.

На полотне мастер запечатлел внутренний двор дома с садом, расположенного на углу Дурновского и Трубниковского переулков Москвы, в районе Арбата.

Московский особняк, утопающий в пышной зелени сада, выглядит несколько обветшалым. Лепнина местами облетела. От ступеней отвалились куски камня. В традициях того времени он был построен из дерева, оштукатурен под каменную кладку, украшен портиком, обрамлен колоннами и увенчан фронтоном. Украшение в виде венка на фронтоне дома так же частично обвалилось. Ржавый карниз свидетельствует о заброшенности некогда прекрасного дома. Ощущение запущенности создается и видом заросшего сада. Молодая зелень, а не старые деревья, занимает большую часть полотна. По дорожке сада с большим трудом передвигается пожилая женщина в старомодном чепце и траурном платье, опираясь на трость и руку своей спутницы.

Прототипом хозяйки дворянской усадьбы стала бабушка Василия Дмитриевича Вера Николаевна Воейкова, у которой живописец жил некоторое время. А вот образ сопровождающей ее молодой девушки написан с дочери тогдашнего владельца усадьбы Татьяны Васильевны Олсуфьевой.

Более подробную информацию о картине и ее дальнейшей судьбе вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству.