История картин

Самокиш Николай Семенович

С
Николай Семенович Самокиш (1860–1944) — российский и советский художник-баталист, педагог, работавший в области книжной графики и анималистического жанра. Академик живописи (1890), действительный член Императорской Академии художеств (1913), заслуженный деятель искусств РСФСР (1937) и лауреат Сталинской премии II степени (1941).

Тройка. 1917

Холст, масло, 64×111

Государственная Третьяковская галерея


Лошади занимают особое место в творчестве самобытного художника Николая Семеновича Самокиша. В 1911 году, посетив пункты боевых линий Русско-германского и Кавказского фронтов, художник работал над множеством этюдов кавалеристов и их коней, стараясь передать не только грациозность лошади, но и ее порыв.

В конце зимы 1917 года художника стало тревожить непонятное будущее, и он приступил к написанию картины «Тройка», которая вошла в историю под названием «Последняя масленица». И это не случайно. В этот период было уже не до праздничного веселья. Россия, еще недавно находившаяся на подъеме и славившаяся художниками и поэтами Серебряного века, вступала в годы Великого поста с голодом, гражданской войной и распродажей художественных ценностей. Ассоциируя тройку лошадей с Родиной, автор как бы задает гоголевский вопрос: «Русь, куда же несешься ты?».

Всё полотно пронизано тревогой, ощущением движения и силы. Несмотря на масленичные украшения на конских шеях, кучер напряжен. Кони мчатся с большой скоростью, буквально на пределе физических и моральных сил, как будто они понимают, что им остались мгновения до гибели в бою. За спиной кучера сидит вестовой с важным донесением о волнениях в Петрограде.

Более подробную информацию об истории создания и дальнейшей судьбе картины вы можете узнать из книг, хранящихся в фонде отдела литературы по искусству.