История картин

Суриков Василий Иванович

С
Василий Иванович Суриков (1848−1916) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Меншиков в Березове

1883. Холст, масло

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Картина «Меншиков в Березове», представленная на выставке передвижников 1883 году, вызвала противоречивые отзывы современников. Полотно, способное взять зрителя в «плен», позволяло как бы заглянуть в душу одного из самых влиятельных политических деятелей России.

Идея написания появилась в 1881 году, когда живописец с семьей отправился на летний отдых в деревню Перерва, неподалеку от железнодорожной станции Люблино. Отдых был омрачен непогодой. В один из таких дождливых дней художник и вспомнил историю из XVIII века о судьбе Меншикова.
Александр Меншиков был сподвижником и другом Петра I. Будучи правой рукой императора, он своими делами к концу жизни смог достигнуть вершины власти, но его судьбу постиг печальный финал.

Петр II не терпел покровительства Меньшикова за то, что тот захотел возвыситься до царской семьи. А его дочь Марию (нареченную невесту) ненавидел только за то, что она была дочерью «светлейшего». Став жертвой дворцовых интриг при Петре II, Меншиков оказался в ссылке вместе со своей семьей.

Суриков поставил перед собой задачу показать натуру прежде могущественного человека, некогда во многом определявшего судьбу России, оказавшегося в не соответствующих его статусу условиях.
Образы героев художник искал среди случайных прохожих. Так, прообразом Меншикова стал Новенгловский, бывший учитель математики Первой гимназии Москвы.
Старшую дочь Меншикова Марию мастер писал со своей супруги, Елизаветы Шаре.

Для изображения сына сподвижника Петра живописец обратился к известному коллекционеру В. Е. Шмаринову. И ему позировал отпрыск коллекционера.

Чтобы добиться исторической верности, мастер посетил дом Меншикова в Берёзове, затерянном среди тайги и болот Западной Сибири. Ныне это поселок городского типа, расположенный в Ханты-Мансийском автономном округе. Жизнь семьи Меншикова, 8 месяцев в году засыпанной снегами, была тяжела и безрадостна. Эту тоску и выражает знаменитая картина.

В бедной небольшой избушке сидит закутанный в шубу мужчина. Зоркие его глаза обращены в прошлое. Художник уместил его с детьми на крохотном пространстве низенькой избушки, давая понять зрителю, до каких пределов сжалась бывшая беспредельность князя. Вокруг стола расположились его дети. У ног отца присела больная Мария. Глядя на своих детей, Меншиков видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

На холсте меж бревенчатых стен сверкали, как драгоценности: рубинами бархатная скатерть на столе, сапфиром атласная юбка младшей дочери, топазом светилось лампадное масло в пузырьке на подоконнике…

Два источника проливали свет на всю эту группу: мертвенно белый свет за заиндевевшим оконцем и тревожный, трепещущий, красноватый от лампады перед божницей, где оправленные в золото и серебро, темные лики угодников напоминали о возмездии.

Из всех современников художника понял и правильно оценил это произведение лишь Павел Михайлович Третьяков.

Более подробную информацию о создании и дальнейшей судьбе полотна «Меншиков в Берёзове» вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству.