Art-пресс

«Сады символизма»

Изобразительное искусство

П. В. Кузнецов «В саду. Весна». 1904–1905


П. В. Кузнецов (1878–1968) – живописец, график, художник театра –  родился в Саратове в семье садоводов. В основу творческой судьбы легли дом и сад. «Себя я помню с трехлетнего возраста, с тех самых пор, когда я впервые увидел восходящее солнце весной, при переезде моей семьи в цветущие сады… На озаренном зелено-фиолетовом небе показалось золотое солнце, отражаясь в весенних водах гигантского пространства Волги…»

П. В. Кузнецов «Сбор винограда». Фрагмент. 1907


        Поиск тех самых «садов символизма» длился два десятилетия. В начале XIX столетия официальные границы Саратова приняли четкий полукруг. Со временем его обрамило «садовое полукольцо» – об этом свидетельствует титулярный советник К. И. Попов: «…Все эти горы (Соколовая, Лысая, Лопатина) имеют скаты внутрь Саратова, а Лысая гора разделяется на несколько уступов. Эти места жители разобрали, расчистили, развели на них фруктовые сады…». По семейному преданию «сады деда Иллариона» располагались на Соколовой горе. Подсказки дают и ранние произведения Павла Кузнецова: «Весна» (1904), «Утро в саду» (1904), «В саду. Весна» (1904–1905), «Цветущая яблоня» (1910).

Садовод Илларион Михайлович Бабушкин с семьей на склоне Соколовой горы


        Дом Кузнецовых был передан Саратовскому художественному музею имени А. Н. Радищева в 1988 году в плачевном состоянии, и период его восстановления затянулся на 12 лет. В ожидании реставрационных работ он просуществовал в разобранном виде ровно 5 лет, а помог его восстановить яблоневый сад…

        Прочесть полный текст можно в отделе литературы по искусству.

        Сорокин И. Сады символизма / И. Сорокин // Мир музея. – 2020. – № 6. – С. 15–19.