История картин

Серов Валентин Александрович

С
Валентин Александрович Серов (1865−1911) — один из самых значительных художников и графиков в истории русского искусства. Непревзойденный знаток Петровской эпохи. Ведущий портретист. Академик Императорской Академии художеств XIX века. Он сумел оставить огромное количество значимых работ в таких жанрах, как: античная и историческая живопись, книжные иллюстрации и русский пейзаж.

Петр I

1907

Картон, темпера. 68×88

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Картина «Петр I», написанная В. Серовым в 1907 году, на сегодняшний день стала одним из самых узнаваемых художественных воплощений русской истории. В 1906 году Серов получил заказ от издательства «Кнебель» на создание полотна, рассказывающего о строительстве Петром I Санкт-Петербурга. Картина должна была войти в альбом по отечественной истории для земских школ, гимназий и реальных училищ.

Автор решил показать целеустремленность Петра, приведшую в оживленное движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомилионной страны. В архиве Эрмитажа мастер перерисовывал предметы одежды Петра I и его восковую маску, выполненную Растрелли. Изучал лекции историка Ключевского.

Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи, видной на заднем плане. Совсем рядом стоят первые боевые и торговые корабли русского флота. В небе над рекой парят чайки.
Корабли с высокими мачтами подвозят лес для свай и камень для домов. На противоположном берегу Невы высится игла Петропавловского собора. Вместо широкой набережной земляная насыпь. Вместо домов строительные леса. Корова гуляет по строящейся набережной и пьет воду из Невы. Это значит, что строящийся город постепенно населяется жителями.

В центре композиции четко изображена фигура Петра Великого. В штатском изысканном костюме XVIII века, без парика, с дубинкой в руке он шагает по зыбкой, нетвердой насыпи, направляясь к месту постройки своего детища. Следом за царем денщик азиатской наружности несет треуголку. Знатные вельможи в иностранных платьях, идущие следом, зябко кутаются в плащи, сгибаются под встречным ветром.

Фигура Петра I символизирует силу и решимость. Он не признает церемоний. Для него не существует непреодолимых преград. Он стремится в будущее. Петр Великий видит Россию мощной морской державой, а Северную столицу — процветающей и величественной.
Более подробную информацию о создании и дальнейшей судьбе полотна «Петр I» вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству.