Art-пресс

Опыт советской хореодрамы в творчестве И. А. Чернышёва

Хореография
Балет никогда не прекратит будоражить и волновать поклонников, вдохновлять творцов хореографического искусства на поиск новых форм и средств.

На рубеже 60−70-х годов прошлого века хореографы нового направления пытались избавить балет от излишнего влияния хореодрамы (драматического балета), который был основным жанром балетного театра СССР в 30−50-е годы XX века, и вернуться к своему главному выразительному средству — танцу. Игорь Чернышёв, не вступая в открытое творческое противостояние с «драмбалетом», соединил в своем творчестве лучшие традиции советской хореодрамы с танцевальной образностью.

Ярким примером тому стала его первая самостоятельная постановка балета по известной шекспировской драме «Антоний и Клеопатра» (1968, Малый театр, Ленинград). Работая в Одесском театре оперы и балета, И. А. Чернышёв поставил балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1969), в котором использовал пантомиму — одно из основных выразительных средств советской хореодрамы. В 1972 году в Одесском театре оперы и балета хореограф поставил балет А. И. Хачатуряна «Спартак». В его версии заметно влияние хореодрамы, поскольку пантомима, уступая танцу первенство, выполняет решающую роль в драматургии всего спектакля. В «Гусарской балладе» Т. Н. Хренникова (1980, Куйбышевский театр оперы и балета) постановщик снова обращается к опыту советской хореодрамы и, соединив возможности танца с пантомимой, достигает желаемого результата.

Примеры из творчества Игоря Чернышёва позволяют сделать вывод, что сама идея творческого противостояния двух направлений, имевшая место в отдельный период истории, изжила себя, позволяя использовать самые разные выразительные средства, не прерывая связь поколений советских хореографов. Балеты, созданные этим хореографом, являются результатом эволюционного развития балета в нашей стране.

Прочесть полный текст статьи можно в отделе литературы по искусству.

Володченков Р. Опыт советской хореодрамы в творчестве И. А. Чернышёва / Р. Володченков // Балет. — 2012. — № 6 (177). — С. 22−23.