Art-пресс

Опыт советской хореодрамы в творчестве И. А. Чернышёва

2023-04-06 10:11 Хореография
Балет никогда не#nbsp;прекратит будоражить и#nbsp;волновать поклонников, вдохновлять творцов хореографического искусства на#nbsp;поиск новых форм и#nbsp;средств.

На#nbsp;рубеже 60−70-х годов прошлого века хореографы нового направления пытались избавить балет от#nbsp;излишнего влияния хореодрамы (драматического балета), который был основным жанром балетного театра СССР в#nbsp;30−50-е годы#nbsp;XX века, и#nbsp;вернуться к#nbsp;своему главному выразительному средству#nbsp;— танцу. Игорь Чернышёв, не#nbsp;вступая в#nbsp;открытое творческое противостояние с#nbsp;«драмбалетом», соединил в#nbsp;своем творчестве лучшие традиции советской хореодрамы с#nbsp;танцевальной образностью.

Ярким примером тому стала его первая самостоятельная постановка балета по#nbsp;известной шекспировской драме «Антоний и#nbsp;Клеопатра» (1968, Малый театр, Ленинград). Работая в#nbsp;Одесском театре оперы и#nbsp;балета, И.#nbsp;А.#nbsp;Чернышёв поставил балет П.#nbsp;И.#nbsp;Чайковского «Щелкунчик» (1969), в#nbsp;котором использовал пантомиму#nbsp;— одно из#nbsp;основных выразительных средств советской хореодрамы. В#nbsp;1972 году в#nbsp;Одесском театре оперы и#nbsp;балета хореограф поставил балет А.#nbsp;И.#nbsp;Хачатуряна «Спартак». В#nbsp;его версии заметно влияние хореодрамы, поскольку пантомима, уступая танцу первенство, выполняет решающую роль в#nbsp;драматургии всего спектакля. В «Гусарской балладе» Т.#nbsp;Н.#nbsp;Хренникова (1980, Куйбышевский театр оперы и#nbsp;балета) постановщик снова обращается к#nbsp;опыту советской хореодрамы и, соединив возможности танца с#nbsp;пантомимой, достигает желаемого результата.

Примеры из#nbsp;творчества Игоря Чернышёва позволяют сделать вывод, что сама идея творческого противостояния двух направлений, имевшая место в#nbsp;отдельный период истории, изжила себя, позволяя использовать самые разные выразительные средства, не#nbsp;прерывая связь поколений советских хореографов. Балеты, созданные этим хореографом, являются результатом эволюционного развития балета в#nbsp;нашей стране.

Прочесть полный текст статьи можно в#nbsp;отделе литературы по#nbsp;искусству.

Володченков Р. Опыт советской хореодрамы в#nbsp;творчестве И.#nbsp;А.#nbsp;Чернышёва / Р. Володченков // Балет. —#nbsp;2012. —#nbsp;№ 6 (177). —#nbsp;С. 22−23.