Art-пресс

Великий Бард на фоне своих героев

2023-11-22 17:37 Литература
В#nbsp;современном мире не#nbsp;проходит и#nbsp;дня, когда#nbsp;бы не#nbsp;произносили имя Уильяма Шекспира, не#nbsp;вспоминали кого-то из#nbsp;персонажей его произведений, не#nbsp;цитировали его произведения. Присутствие Великого Барда в#nbsp;нашей жизни прочно и#nbsp;очевидно.

Обладая разносторонним творческим дарованием, Шекспир писал трагедии, комедии, исторические драмы, философские притчи, внося в#nbsp;каждый жанр нечто новое, поражая созданием запоминающихся характеров.

Эпоха Возрождения в#nbsp;Англии, в#nbsp;которую жил поэт, ознаменована накалом политических и#nbsp;общественных страстей: война с#nbsp;Испанией, казнь Марии Стюарт, пятидесятилетнее правление жестокой Елизаветы, эпидемия чумы и#nbsp;кровавые отголоски дворцовых заговоров#nbsp;— всё это послужило материалом для написания многих драм. Не#nbsp;менее интересны выдающиеся представители той эпохи: пират-мореплаватель Френсис Дрейк, поэт с#nbsp;трагической судьбой Кристофер Марло, овеянный славой Филип Сидни, полководец, дипломат, теоретик искусства, знаменитый философ Френсис Бэкон, не#nbsp;говоря уже о#nbsp;королевских особах. Накал политических и#nbsp;общественных страстей послужил стержнем многих драм Шекспира. Драматичны были и#nbsp;судьбы простых людей, ибо времена рыцарства и#nbsp;патриархального крестьянства закончились, и#nbsp;всё определяли товарно-денежные отношения. И#nbsp;сам Шекспир был частицей этого времени. Плодовитый и#nbsp;деятельный человек, он#nbsp;коллекционировал живые и#nbsp;сильные характеры, воплощая их#nbsp;то в#nbsp;Ричарде III, то#nbsp;в#nbsp;Бруте, то#nbsp;в#nbsp;Тите Андронике, то#nbsp;в#nbsp;Тимоне Афинском. Навеки в#nbsp;памяти людей остались многие его герои, превратившись в#nbsp;имена нарицательные: Гамлет, Отелло, король Лир, Шейлок и#nbsp;Фальстаф, Ромео и#nbsp;Джульетта.

Двойником самого автора стал Гамлет, любой разговор о#nbsp;писателе не#nbsp;обходится без него. Персонаж превратился в#nbsp;трагическую фигуру, мучимую поисками и#nbsp;сомнениями, раздваивающуюся между добром и#nbsp;злом. В#nbsp;эту фигуру вкладывали разное содержание, монологи Гамлета настраивались на#nbsp;волну господствующих в#nbsp;обществе взглядов и#nbsp;идей. Появился и#nbsp;русский «гамлетизм»#nbsp;— как обозначение внутреннего надлома личности, воплощение разлада с#nbsp;реальностью, душевной раздвоенности. Главный персонаж мировой литературы образно насытил и#nbsp;обогатил другие виды искусства. Образ Гамлета воплощен на#nbsp;мировой сцене, в#nbsp;поэзии и#nbsp;прозе, эстетике и#nbsp;критике, музыке, изобразительном искусстве.

Каждый год на#nbsp;разных языках мира выходят биографии Шекспира, новые исследования его творчества, огромными тиражами переиздаются его произведения, появляются даже детективные романы, персонажи которых оказываются в#nbsp;необычных условиях. Но#nbsp;все-таки Шекспир остается Шекспиром, его поэзия#nbsp;— любимой и#nbsp;признанной, а#nbsp;его персонажи#nbsp;— знакомыми и#nbsp;незабываемыми.

Прочесть полный текст статьи можно в#nbsp;отделе литературы по#nbsp;искусству.
Иванов Н. Великий Бард на#nbsp;фоне своих героев / Н. Иванов // Юный художник. —#nbsp;2014. —#nbsp;№ 4. —#nbsp;С. 8−13.