Art-пресс

Уколова Ю. Совершенное искусство Тамары Тумановой

Хореография
В облике Тамары Тумановой идеально воплотился образ русской балерины — эффектной, лиричной, виртуозной и драматичной. Ее артистическое становление и всё последующее творчество было непосредственно связано с традициями русской балетной школы, знаменитыми педагогами и хореографами — О. Преображенской, Д. Баланчиным, Л. Мясиным, М. Фокиным, Б. Нежинской.

Девочка появилась на свет 2 марта 1919 года в товарном вагоне поезда, проходившего между Екатеринбургом и Тюменью. По линии матери она происходила из княжеской грузинской семьи Туманишвили, а отец имел польские корни. Балерина стала всемирно известной под сценическим псевдонимом Тамара Туманова, который она взяла в 1943 году. Значительную часть жизни балерина провела во Франции, потом в Америке. Она снималась в кино, выступала с собственной концертной программой, в спектаклях мюзик-холла, в качестве хореографа поставила два балета. Самыми знаменитыми ролями в репертуаре балерины были Федра и Жизель. Причем Федра в сценографии Ж. Кокто, считавшего ее великой балериной и трагедийной актрисой, и хореографии С. Лифаря была специально задумана для Тумановой.

Прославилась как «черная жемчужина русского балета», поскольку, как писал А. Котон, она была «самым прекрасным существом в истории балета» — с шелковистыми черными волосами, глубокими карими миндалевидными глазами и бледной кожей. Выступала на академической сцене до 1969 года.

Ею восхищались Марк Шагал, Игорь Стравинский, Жан Кокто, Хуан Миро, Герберт фон Караян, Джозеф Корнелл. На протяжении всей своей жизни Тамара Туманова оставалась русской балериной, была неразрывно связана с русским искусством, участвовала в русских балетных кампаниях, исполняла репертуар русских хореографов.

Прочесть полный текст статьи можно в отделе литературы по искусству.
Уколова Ю. Совершенное искусство Тамары Тумановой / Ю. Уколова // Балет. — 2013. — № 4−5. — С. 40−43.