История картин

Брюллов Карл Павлович

Б
Карл Павлович Брюллов — крупнейший русский представитель академической исторической живописи, акварелист, обладатель нескольких наград от Императорской Академии художеств в Петербурге, при жизни был удостоен лаврового венка. Преподавал в Миланской, Непольской, Римской Академиях художеств.

В русском искусстве он оставил глубокий след, написав более 200 парадных и камерных портретов, жанровых и исторических полотен.



Проживая в Италии, художник познакомился с автором оперы «Последний день Помпеи» — композитором Джованни Пачини. Изучал археологические и литературные источники о древнеримской трагедии 79 года. Был знаком с набросками и впечатлениями брата Александра, посетившего археологические раскопки старинного города Помпеи.

Древнеримские развалины, которые Карл Брюллов посетил в 1827 году, оставили неизгладимое впечатление. И он принял решение создать монументальное историческое полотно, стремясь достоверно изобразить события тех лет, погубивших около двух тысяч жителей.

Место написания картины художник выбирал на улице гробницы в районе Геркуланских ворот, так как именно с этого ракурса лучше виден вулкан Везувий. Несколько раз живописец перекраивал композицию, основываясь на записях очевидца — Плиния младшего, чудом спасшегося в тот страшный августовский вечер.

Работа над картиной растянулась на несколько лет. И имела законченный вид лишь в 1833 году, принеся автору мировую славу.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456,5 × 651 см.

Государственный русский музей. Санкт-Петербург


На картине господствуют два основных цвета: кроваво-красный и черный. Черный мрак нависает над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосклон. Тьму разрывают острые и длинные молнии. Грохот подземных толчков. Треск рушащихся зданий, крики, стоны оглашают воздух. Люди разного сословия представлены перед лицом неотвратимой угрозы. И как в судный день — обнажается суть человеческой души. Несмотря на это, на ступеньках храма жалкий корыстолюбец думает о наживе, подбирая оброненные кем-то драгоценности. Это единственный пример низменности.

Художник восхищался самоотверженностью своих героев, их верностью. Три группы переднего плана олицетворяют высокие идеалы предназначения человека. Сыновья несут на плечах немощного старика-отца, забыв о себе, живя страхом за его жизнь. Рядом юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать силы и попытаться спастись. За Плинием — одна из самых горестных сцен: новобрачные. Юный жених, не слыша грохота и стенаний, глядит в лицо погибшей невесты.

Сверху обрушиваются статуи богов. Главная надежда — религия оборачивается против людей. Девочка, сидя возле мамы и сестры молится, а рядом с ними стоит христианский священник. На заднем плане языческий жрец, как символ старого мира, пытается убежать.

Во время написания полотна фигуры погибших художник стремился изобразить точно в позах, повторяющих отпечатки в лаве испепеленных тел.

Он намеренно ввел в историческую картину несколько персонажей, писанных со своих современников. Так, прообразом отца в семейной группе стал легкоатлет Д. Мартини. Несколько женских образов несут прекрасные черты Юлии Самойловой. Слева на ступеньках храма, возвышаясь над всеми героями картины, Брюллов изобразил себя в виде живописца с этюдником на голове. Таким образом, показывая зрителю художника-творца как беспристрастного свидетеля исторического события, на чьих глазах свершилось столько крутых поворотов истории и всей Европы, стремится показать причастность к истории художника всех времен.

Более подробную информацию о создании и дальнейшей судьбе полотна «Последний день Помпеи» вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству.



Всадница (портрет Джованнины и Амацилии Пачини)

Холст, масло. 291,5×206 см. 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва (инв. 212)


Его картина «Всадница», написанная в 1832 году, занимает достойное место в списке мировых шедевров XIX века и является собственностью Третьяковской галереи.

История написания полотна необычна. В 1827 году, во время проживания в Италии, Брюллов познакомился с графиней Ю. П. Самойловой, ставшей ему музой и близким другом. Художник был покорен невероятным умом и грацией этой женщины. Графиня сама часто становилась моделью для его полотен. Поэтому долгое время критики считали, что и на этой картине художник изобразил ее. Но впоследствии, сравнивая работы художника, исследователи пришли к выводу, что на данном полотне изображены ее воспитанницы. Состоятельная аристократка Юлия Павловна Самойлова в 1828 году заказала портрет своих воспитанниц, Джованнины и Амацилии Пачини (дочерей композитора, создавшего оперу «Последний день Помпеи»). Художник работал над полотном на вилле в Милане.

Полотно необычно тем, что изображение дворянки на коне выполнено в духе парадных конных портретов. На тот период это было революционным решением. Ранее конный парадный портрет изображал только титулованных особ.
Идеализируя образ всадницы, мастер кисти сознательно пренебрег законами физики, создавая впечатление остановки бешеного ритма жизни. Благодаря этому критики и зрители юную наездницу именовали «летящим ангелом».

Карл Брюллов намеренно изображает девушку, уверенно останавливающую на полном скаку коня, придерживая поводья кончиками пальцев, а разгоряченный конь едва не встает на дыбы. Всадница вызывает неподдельный восторг у маленькой Амацилии возле балкона, которая протянула руку, стремясь уловить движение лошади. Таким образом, девочка придает полотну реалистичность, вдыхая в него жизнь. Изображенные собаки, лающие на коня, также испытывают неподдельный интерес к происходящему. Стволы деревьев накренились от пробежавшего по ним ветерка, а по небу мчатся облака.

Брюллов стремился показать, насколько ангелоподобная красавица превыше окружающей обстановки и несовершенства мира. Этой картиной художник окончательно соединил парадный портрет и бытовую сцену. Результат превзошел все ожидания живописца. Его новаторский подход был с восторгом воспринят итальянской публикой, которая сравнивала его с Питером Рубенсом и Антонисом Ван Дейком.

Более подробную информацию о создании и дальнейшей судьбе картины «Всадница» вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству.