История картин

Максимов Василий Максимович

М
Василий Максимович Максимов (1844–1911) — русский художник, передвижник, вольнослушатель Императорской академии художеств, живописец крестьянского быта.

Всё в прошлом

1889.

Холст, масло.

72×93,5

Государственная Третьяковская галерея, Москва


В творческом наследии В. М. Максимова картина «Всё в прошлом», написанная в 1889 году, по праву снискала славу одного из самых задушевных произведений. Она пользовалась огромной популярностью у современников.

Идею создания полотна художник осуществил после переезда в родовую усадьбу жены Лидии Александровны Скалозубовой, расположенную в деревне Сельцо-Горка, на берегу реки Волхов. Рассказы о былом величии этого поместья и дальнейшем его упадке подтолкнули мастера к замыслу написания картины.

Красота старой родовой усадьбы с черемухами под окнами и большой запущенный сад стали декорацией для картины. Свидетели шумных семейных празднеств, летних прогулок в саду и уюта явились памятниками чужих судеб.

Прототипом владелицы усадьбы стала теща живописца Надежда Константиновна Измайлова. Благородная стать видна в вальяжной позе помещицы, уютно устроившейся в кресле на перьевых подушках. Сам облик героини показывает щегольскую натуру, привыкшую к роскоши высшего общества. Но полная ярких событий жизнь увядает с каждым прожитым днем.

Задумчив и образ прислужницы, сидящей возле госпожи. Словно не случившимся женским счастьем — «обручальным кольцом» — перекинута через ее безымянный палец шерстяная нитка недовязанного чулка белого цвета, символизирующего непорочность.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

1875, холст, масло, 116×188 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» искусствоведы относят к ряду лучших произведений, рассказывающих о крестьянском быте XIX века. На создание этого шедевра у живописца ушло четыре напряженных года. Оценил талант Василия Максимова коллекционер Павел Михайлович Третьяков, купив у него картину в 1875 году.

Прообразами героев стали местные жители деревни Чернавино Санкт-Петербургской губернии, где он проживал.

На полотне художник изобразил случай из деревенской жизни, произошедший во время свадьбы его старшего брата Алексея. Тогда в разгар свадебного обряда в избе появился «языческий колдун». В деревнях всегда весьма серьезно относились к различным суевериям. Люди считали, что визит колдуна мог сулить как и радость, так и беду. Поэтому, чтобы «колдун» не сглазил молодых, старшие крестьяне преподносили ему чарку с хлебом и солью.

Тщательно выписывая убранство комнаты, освещение, фигуры и мимику персонажей, живописец передал атмосферу напряженного ожидания. У икон стоят новобрачные. Вдоль стен в полутьме располагаются крестьяне. Все с беспокойством смотрят на незваного гостя и ждут, что же будет дальше.

Более подробную информацию о судьбе картины вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству.