История картин

Федотов Павел Андреевич

Ф
Павел Андреевич Федотов — русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.

Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 г., 58,3×75,4 см


«Сватовство майора» — картина русского художника Павла Федотова (1815−1852), написанная в 1848 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 5210). Размер картины — 58,3×75,4 см.
Картина стала визитной карточкой художника Павла Андреевича Федотова, она принесла ему звание академика и всенародную популярность. Когда публика впервые увидела ее, успех был ошеломляющим. Весь Петербург покатывался со смеху, люди приходили на выставку неоднократно, чтобы еще раз увидеть «Сватовство майора». Что же вызвало такую бурную реакцию и так насмешило зрителей?

Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. Публика в середине ХІХ века уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. П. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Поэтому стиль Федотова называли «комическим реализмом».

Дело в том, что сюжет картины был не просто хорошо знаком зрителям — подобные браки случались тогда повсеместно. Персонажи были такими типичными и узнаваемыми, что это заставляло хохотать весь город. Браки обедневших дворян с представителями богатого купечества были взаимовыгодной сделкой: одни получали звания и титулы, а другие — деньги.

В центре композиции — невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. Мать пытается удержать и образумить невесту, и ее поза, и выражение лица выдают властный и волевой характер — наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы.