Art-пресс

Бидермайер и русский интерьер XIX века

2023-01-10 17:41 Декоративно-прикладное искусство
Художественное течение бидермайер, распространенное более всего в#nbsp;Австрии и#nbsp;Германии, получило развитие в#nbsp;европейском искусстве первой половины XIX#nbsp;века#nbsp;— главным образом в#nbsp;живописи, графике, интерьере и#nbsp;декоративно-прикладном искусстве. Формирование этого стиля связано с#nbsp;переменами в#nbsp;жизни общества, произошедшими в#nbsp;это время: в#nbsp;Европе постепенно забываются тяготы войны, налаживается хозяйство, торговля, мануфактурные производства, формируется так называемое третье сословие#nbsp;— немецко-австрийское бюргерство, сознательно отстранившееся от#nbsp;политической и#nbsp;общественной жизни, погруженное в#nbsp;спокойное безмятежное существование.

Для#nbsp;интерьеров в#nbsp;стиле бидермайер характерны интимность, простота форм и#nbsp;светлые цвета, зонирование, предметная насыщенность, свободная расстановка мебели, использование ширм, включение боскетных групп, а#nbsp;текстильные детали имеют в#nbsp;большинстве случаев растительный орнамент.

К. Кольман. Гостиная в#nbsp;доме Юсуповых. 1833

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


В#nbsp;эпоху правления Николая I#nbsp;в#nbsp;русском обществе угасал дух служения Отечеству, и#nbsp;гражданская активность ограничивалась дружеским или семейным кругом, камерным существованием. В#nbsp;русском искусстве художественные идеи бидермайера получают развитие прежде всего в#nbsp;партикулярном интерьере 1830−40-х годов, отражаются в#nbsp;интерьерах городских особняков и#nbsp;квартир, а#nbsp;затем и#nbsp;в#nbsp;помещичьих усадьбах. Крупные залы превращались в#nbsp;универсальные комнаты для#nbsp;семейного времяпрепровождения и#nbsp;встреч гостей, где одновременно занимались рукоделием, музицированием, рисованием, чтением и#nbsp;т.#nbsp;д. Художественные приемы стиля в#nbsp;организации жилого пространства как отражение образа жизни среднего класса, его стремления к#nbsp;стабильности и#nbsp;комфорту не#nbsp;утратили актуальности и#nbsp;в#nbsp;настоящее время.

Н. И. Тихобразов. Интерьер имения Лопухиных. 1844

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Прочесть полный текст можно в#nbsp;отделе литературы по#nbsp;искусству.

Долгих Е. Бидермайер и#nbsp;русский интерьер XIX века / Е. Долгих // Русское искусство. —#nbsp;2007. —#nbsp;№ 3. —#nbsp;С. 22−31.