Музыка для кино всегда привлекала интерес А. Хачатуряна. «Работа для кино, — говорил он, — является одним из важнейших путей для общения композитора с самыми широкими массами, она ставит перед ним новые и новые задачи, дает неисчерпаемые возможности для их интересного решения».
Глубокое понимание законов кинодраматургии, живое чувство образа подсказывало композитору приемы для музыкального воплощения сложных киносюжетов, для выразительных характеристик героев и стиля эпохи. Он любил сочинять музыку, имея перед собой четкий драматургический план, вытекающий из содержания сценария и режиссерского замысла.
Арам Хачатурян написал музыку к большому двухсерийному фильму «Сталинградская битва» (1949), поставленному Владимиром Петровым. Эта музыка была затем переработана композитором в программную симфоническую сюиту «Сталинградская битва» (1949), запечатлевшую героическую эпопею борьбы и победы Советской армии. Сюита состоит из восьми частей.
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-3932-4963-b630-376361633436/photo.jpg)
Хачатурян А. Сталинградская битва; Марши : сюита из музыки к кинофильму, соч. 1949 г. / А. Хачатурян ; Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР, дирижер Н. Сергеев. — Москва : Мелодия, 1988. — 1 грп.[ГОСТ 5289−73](44 мин) : 33 об/мин, стерео ; в конв., 30 см.