Art-пресс

Стиль модерн и открытие деревянной архитектуры Русского Севера: роль фотографии

Архитектура

Керамическая мастерская в Абрамцево

По проекту В. А. Гартмана. 1873


Архитектурная среда России на продолжительном этапе ее истории формировалась преимущественно деревянными постройками с незначительными вкраплениями в виде отдельных каменных церквей или кирпичных монастырских стен.
И только российские художники XIX столетия обратили внимание на допетровскую «отсталость» деревянной архитектуры, начав поиск самобытных черт национальной культуры.
В числе первых художников, воспринявших деревянную архитектуру в качестве источника образности, были Виктор Гартман и Иван Ропет, работавшие в усадьбе Мамонтова в начале 1870-х годов. Спроектированная Ропетом баня-теремок в архитектурном отношении представляет наибольший интерес из-за того, что стала характерной чертой «нового стиля» (модерна), явившегося на рубеже столетий. Подобные постройки служили отражением приверженности различным национально-романтическим идейным программам.

«Теремок» в усадьбе Талашкино

По проекту С. В. Малютина. 1901


Талашкинский «Теремок» Сергея Малютина рассматривался архитекторами как выражение подлинно национальной архитектурной формы, свободной от западных заимствований.
Превосходные дореволюционные фотографии этих построек показывают изящный интерьер, в котором сложная резьба иконостаса контрастировала с текстурой, не крашенной шероховатой древесины на стенах. Несмотря на то что здания со временем были перестроены, фотографии донесли до нас облики оригинальных произведений художников-архитекторов. Ибо, как и в работах Билибина, Плотникова и других художников-фотографов Русского Севера, фотография оказалась средством увековечивания наследия русской деревянной архитектуры.

Прочесть полный текст можно в отделе литературы по искусству.

Стиль модерн и открытие деревянной архитектуры Русского Севера: роль фотографии / Уильям К. Брумфилд // Собранiе. — 2012, № 3. — С. 66−75.