Иван Николаевич Крамской (1837−1887) — один из самых известных русских художников реалистов, основатель Артели художников и товарищества передвижных художественных выставок. Мастер жанровой, исторической и портретной живописи, художественный критик.
Неизвестная. 1883
Холст, масло, 75,5×99
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Вокруг картины «Неизвестная», написанной в 1883 году, до сих пор возникают дискуссии. Самой большой загадкой для зрителей до настоящего времени остается прототип героини полотна.
Современники Крамского соотносили изображенный образ с литературными героями — Анной Карениной или Настасьей Филипповной. В чертах героини Ивана Крамского видели и красавицу-крестьянку Матрену Саввишну, вышедшую замуж за дворянина Бестужева, и тайную любовь императора Александра I грузинскую княжну Варвару Туркестанову, и княжну Екатерину Юрьевскую (Долгорукую), ставшую морганатической супругой Александра II, и дочь самого Крамского Софью. К сожалению, не осталось никаких дневниковых записей или писем художника, где бы называлось имя модели, чтобы подтвердить вышесказанные гипотезы.
Лицо «Неизвестной» пленяет зрителя своим необычным «полу цыганским» типом, несколько презрительным выражением безнравственной женщины, прекрасно знающей себе цену. Взгляд сочетает надменность, достоинство и грусть. На свободонравие героини намекает и городской пейзаж за ее спиной. Розовая морозная дымка передает ощущение влаги и холода ранним зимним вечером. Идеально одетая незнакомка едет в экипаже по Невскому проспекту, мимо павильонов Аничкова дворца. Справа за ее спиной виднеется Александринский театр.
Ее модный и дорогой наряд безупречен. Небольшая бархатная шляпка украшена белыми страусовыми перьями, согласно моде 1880-х годов. Пальто оторочено соболями и муаровыми лентами. Маленькая меховая муфта декорирована в стиле пальто. На руках элегантные шведские перчатки. Более подробную информацию о создании и дальнейшей судьбе полотна «Неизвестная» вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству. ________________________________________________________________________
Русалки. 1871
Холст, масло
88х132
Государственная Третьяковская галерея
Картина «Русалки», написанная живописцем в 1871 году, была представлена на первой выставке передвижников. Народная молва окрестила полотно мистическим из-за того, что находящиеся рядом с ней картины падали со стены.
Павел Третьяков приобрел эту картину, и его слуги первое время боялись убирать помещение, где располагалась работа Ивана Крамского. Одни уборщицы ощущали в комнате упадок сил, другие утверждали, что оттуда пахло сыростью, а по ночам слышалось тихое пение. По совету старой няни Третьякова полотно повесили в угол, подальше от света, чтобы тот «не тревожил утопленниц на холсте».
Сюжетом для полотна «Русалки» послужил отрывок из гоголевского произведения «Майская ночь, или Утопленница», где автор описывает сон Левка. Во сне главный герой увидел на берегу русалок в белых одеждах, которые собрались на берегу старого пруда, чтобы спеть свои любимые песни и рассказать друг другу свои сокровенные тайны. Их тела сияли под светом полной луны, освещающей заросли осоки и небольшой холм со старой усадьбой.
Более подробную информацию об истории создания и дальнейшей судьбе картины вы можете узнать из книг, хранящихся в фонде отдела литературы по искусству.