![](https://static.tildacdn.com/tild3131-6165-4235-b965-623763396262/1.jpg)
Храм Христа Спасителя
Первоначальный храм по проекту К. Тона построен в 1883 г., после сноса воссоздан в 1990-е гг.
Приглашенные Петром I и другими русскими императорами иностранные архитекторы раскрыли свои таланты, создав великолепные памятники и архитектурные школы в Санкт-Петербурге и в Москве.
На архитектурной арене пользовались популярностью византийский стиль, модерн и «историзм» (когда в одном здании использовали сразу многие стили). Внутренняя отделка производилась по определенному рецепту.
В интерьерах зданий модерна появились удивительные камины, металлическое литье, лестничные перила, люстры, перед которыми бледнели изделия западных мастеров.
![](https://static.tildacdn.com/tild3231-6162-4532-a364-383132373663/2.jpg)
Училище барона Штиглица
Архитектор М. Е. Месмахер. 1876
Здания русского модерна придали особый архитектурный облик московским улицам и переулкам. Казалось, что один виртуозный росчерк пера или штрих карандаша, обрисовав контуры здания в проектах этого стиля, перекидывался на узор ковров и обоев, стен и потолка, определял форму мебели, орнамент балконных решеток и лестничных перил.
Этот последний расцвет архитектуры стал возможен на почве мощного развития экономики России, которая в 1900-е годы была самой бурно развивающейся страной в Европе и мире.
Прочесть полный текст можно в отделе литературы по искусству.
Русское зодчество XIX—XX вв.еков / Е. Чивиков // Юный художник. — 2014, № 4. — С. 34−37.