Art-пресс

Ефимов С. Оружейные сокровища усадеб

2023-11-22 18:25 Декоративно-прикладное искусство
Боевое и#nbsp;охотничье оружие было вполне обыденной вещью в#nbsp;повседневном быту русского дворянина. Вместе со#nbsp;своими владельцами, вышедшими в#nbsp;отставку, в#nbsp;усадьбы попадали боевые шпаги, пистолеты, военные трофеи и#nbsp;прочие предметы, призванные напомнить о#nbsp;былых подвигах и#nbsp;геройстве их#nbsp;владельцев. Со#nbsp;временем эти предметы свидетельствовали о#nbsp;военной карьере кого-то из#nbsp;предков владельца усадьбы. Такие реликвии боевого прошлого в#nbsp;дополнение к#nbsp;портретным и#nbsp;картинным галереям в#nbsp;усадьбах были вполне типичными. Своеобразные «домашние музеи» рассказывали о#nbsp;заслугах семьи, способствовали сохранению родовой памяти, «культа предков», характерного для той эпохи.

Коллекции оружия находились в#nbsp;усадьбах князей Горчаковых, Гончаровых, Кашкиных, которые пополнили в#nbsp;начале 1920-х годов фонды Калужского исторического музея. Таких усадеб по#nbsp;всей России было сотни. Одно из#nbsp;самых богатых частных собраний оружия в#nbsp;России принадлежало графу Анатолию Дмитриевичу Нессельроде, внуку известного государственного деятеля николаевского царствования К.#nbsp;В.#nbsp;Нессельроде, в#nbsp;усадьбе Царевщина Вольского уезда Саратовской губернии. Коллекция накапливалась более полувека, значительную часть составляло восточное оружие. В#nbsp;1904 году по#nbsp;заказу графа был подготовлен специальный альбом с#nbsp;описью коллекции и#nbsp;84 фотографиями большей части экспонатов. В#nbsp;первую русскую революцию А.#nbsp;Д.#nbsp;Нессельроде оказывал финансовую помощь социал-демократам, после поражения революции он#nbsp;был вынужден эмигрировать и#nbsp;вывез с#nbsp;собой в#nbsp;Париж всю коллекцию оружия. За#nbsp;границей Анатолий Дмитриевич отошел от#nbsp;политической деятельности, посвятил себя литературному творчеству и#nbsp;распродал свою коллекцию на#nbsp;аукционах.

Судьба коллекций часто складывалась весьма печальным образом. В#nbsp;пореформенной России, и#nbsp;особенно в#nbsp;конце XIX века, ускорился процесс разорения фамильных помещичьих гнезд. Дворянство вынуждено было распродавать свои коллекции, закладывать и#nbsp;продавать усадьбы со#nbsp;всем их#nbsp;содержимым. Однако были люди, предпринимавшие усилия для спасения усадебных коллекций. Большую роль в#nbsp;сохранении и#nbsp;популяризации их#nbsp;сыграли возникшие в#nbsp;начале#nbsp;ХХ века Общество защиты и#nbsp;сохранения в#nbsp;России памятников искусства и#nbsp;старины, Кружок любителей русских изящных изданий, Северный кружок любителей изящных искусств и#nbsp;многие другие объединения коллекционеров и#nbsp;собирателей старины. Они не#nbsp;только выполняли огромную исследовательскую и#nbsp;реставрационную работу, но#nbsp;также организовывали выставки.

В#nbsp;некоторых усадьбах в#nbsp;ХIХ#nbsp;— начале#nbsp;ХХ века стали возникать настоящие музейные комплексы. Одной из#nbsp;лучших коллекций оружия в#nbsp;дореволюционной России обладали Шереметевы, ее#nbsp;собирали несколько поколений знаменитого рода. Собрание переходило из#nbsp;одного дома в#nbsp;другой, пока не#nbsp;было размещено в#nbsp;усадьбе Остафьево, которую купил Сергей Дмитриевич Шереметев у П.#nbsp;П.#nbsp;Вяземского, прекрасно понимая историческое значение усадьбы и#nbsp;создавая в#nbsp;ней уникальный музей. Остафьево, связанное с#nbsp;именами Карамзина, Жуковского, Пушкина, князей Вяземских, благодаря С.#nbsp;Д.#nbsp;Шереметеву целиком превратилось в#nbsp;музей. В#nbsp;1918 году музей был национализирован, его первым директором стал сын Сергея Дмитриевича#nbsp;— Павел Сергеевич Шереметев. Он#nbsp;вел титаническую работу по#nbsp;систематизации и#nbsp;описанию коллекции, ее#nbsp;сохранности, подготовил путеводитель по#nbsp;музею, проводил экскурсии для посетителей. Однако в#nbsp;середине 1920 годов научно-исследовательская деятельность и#nbsp;работа по#nbsp;сохранности фонда ушли на#nbsp;второй план, полезность музея оценивалась с#nbsp;точки зрения идеологической целесообразности, а#nbsp;не#nbsp;историко-культурной значимости. П.#nbsp;С.#nbsp;Шереметев не#nbsp;смог вписаться в#nbsp;новые условия, в#nbsp;1928 году бывший граф был уволен из#nbsp;музея, а#nbsp;в#nbsp;1930 году Моссовет принял постановление о#nbsp;ликвидации музея в#nbsp;Остафьево. Уникальные предметы были распределены между музеями и#nbsp;учреждениями, ряд экспонатов был утрачен, коллекция оружия как единый комплекс перестала существовать. К#nbsp;величайшему сожалению, такова судьба многих усадебных коллекций.

В#nbsp;настоящее время в#nbsp;связи с#nbsp;интересом к#nbsp;истории ведется работа по#nbsp;выявлению усадебных коллекций.

Прочесть полный текст статьи можно в#nbsp;отделе литературы по#nbsp;искусству.
Ефимов С. Оружейные сокровища усадеб / С. Ефимов // Мир музея. —#nbsp;2018. —#nbsp;№ 2. —#nbsp;С. 39−44.