Константин Дмитриевич Флавицкий (1830−1866) — русский художник, признанный мастер исторического и религиозного жанров середины XIX века. Один из ярких представителей академического изобразительного классического искусства. Профессор Академии художеств.
«Княжна Тараканова»
1864
Холст, масло, 245×187
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Картина «Княжна Тараканова», написанная в 1864 году, остается одной из наиболее любимых публикой картин отечественной живописи. Сюжет картины взят из народной легенды, которая рассказывает о самозванке, выдающей себя за незаконнорожденную дочь Елизаветы Петровны, погибшей в монастыре, во время разгула стихии. Но, согласно архивным источникам, опубликованным по распоряжению императора Александра II, истинная княжна жизнь свою закончила вовсе не столь трагически, как самозванка.
Происхождение самозванки весьма туманно. По легенде она родилась в 1744 году и жила за границей под именем Августы Дараган. До совершеннолетия воспитывалась у дяди в Персии. А затем перебралась в Европу. Одни знали ее как мадемуазель Франк, другие — как мадам Тремуйль. То она зовется Алиной, то носит имя Шель. То предстает графиней Силинской, то принцессой Азовской. Путешествуя по Европе, она имела хорошее образование и знала несколько языков. В 1773 году в Польше она подписывает свои бумаги как «ее императорское высочество принцесса Елисавета Всероссийская». Этим вынуждает Екатерину II вернуть ее в Россию и без шума уничтожить.
Доставив княжну в Петербург, ее поместили в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. Здесь у княжны развилась чахотка, грозные признаки которой стали обнаруживаться за границей. Скончалась она в 1775 году, так и не раскрыв тайну своего рождения.
Истинная княжна Тараканова известна под именем Августы Матвеевны Таракановой. В молитвах и постах прошла вся ее жизнь. По воспоминаниям современников сорокалетняя княжна сама дала согласие на постриг и получила имя Досифея. В Ивановском монастыре Москвы она поселилась в одноэтажной каменной келье. Помещение включало две уютные комнаты и прихожую для келейницы. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства.
Преставилась Досифея в возрасте 64 лет в 1810 году. Создавая драматический образ жертвы политических репрессий, Флавицкий как бы намекал на современную ему обстановку. Художник изобразил каменный каземат с большим для тюрьмы окном. В заплесневевшей камере видны обычные жалкие арестантские предметы. Грубая овчина заменяет одеяло. На простом деревянном столе краюха хлеба и глиняная кружка.
За стенами бушует наводнение. Ледяная вода из зарешеченного окна уже затопила пол. На постели рядом с княжной копошатся встревоженные крысы. Княжна изображена в нищенской обстановке. Вжавшись в стену, почти без чувств от ужаса и отчаяния, она стоит на кровати, которая вот-вот скроется под водой.
Галерея контрастов представлена светлым бархатным прошлым с черным, ледяным, страшным настоящим.
Более подробную информацию о судьбе полотна «Княжна Тараканова» вы можете узнать из книг, находящихся в отделе литературы по искусству.