Art-пресс

Маркетри и петербургские краснодеревщики Х. Мейер и Н. Васильев

Декоративно-прикладное искусство
Ее истоки прослеживаются еще в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что, несмотря на определенные, свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. В середине XVIII века в Европе каждая национальная школа имела «свое лицо» и ведущих специалистов в этой области.

В XVIII веке техника маркетри приходит в Россию. Петр I предпринимает попытку создать русскую школу мастеров и даже посылает 18 столяров учиться в Англию и Голландию. Но его усилия стали приносить плоды только во время царствования Екатерины II. Императрица, следившая за всеми новыми художественными веяниями в европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и отделке своей главной резиденции — Зимнего дворца. Значительная часть мебели его интерьеров была декорирована в технике маркетри. Среди мастеров, привлеченных к изготовлению такой мебели, были как русские умельцы, так и выходцы из различных европейских стран. В большом количестве наборную мебель изготавливал Христиан Мейер, который был лучшим краснодеревцем Петербурга во времена царствования Екатерины II. На его долю приходились самые разные заказы по убранству дворцов Ее Величества и петербургской знати.

Х. Мейер. Ломберный столик. 1770−1780-е гг.

Деталь маркетри на ножке и царге


Помимо него в технике маркетри работали и другие мастера, произведения которых украшали дворцы Петербурга и Москвы. Среди них следует назвать имя Никифора Васильева. Профессиональный уровень работ Васильева был столь высок, что его работы преподносились в качестве подарков самой императрице. Характерной чертой произведений мастера является изображение пейзажей с видами известных сооружений или парков пригорода Петербурга, Москвы, Подмосковья, Твери. Для творческой манеры Никифора Васильева характерно использование определенных растительных орнаментов, например: две переплетенные ветви, каждая из которых волнообразно изогнута, ветви имеют отходящие в сторону листья, цветы или ягоды.

Н. Васильев. Ломберный столик. 1780−1790-е гг.

Панно на крышке столешницы


Знакомясь с произведениями двух представленных мастеров, легко увидеть существенную разницу в их творчестве. Если Христиан Мейер в значительной степени ориентируется на европейские каноны, то в работах Никифора Васильева преобладает самобытность и яркость художественной фантазии, они далеки от влияний западноевропейских мебельных школ.

Прочесть полный текст можно в отделе литературы по искусству.


Семёнова Т. Маркетри и петербургские краснодеревщики Х. Мейер и Н. Васильев / Т. Семёнова // Наше наследие. — 2008. — № 85. — С. 148−159.