Art-пресс

Маркетри и петербургские краснодеревщики Х. Мейер и Н. Васильев

2023-01-10 17:29 Декоративно-прикладное искусство
Ее#nbsp;истоки прослеживаются еще в#nbsp;искусстве Древнего Египта и#nbsp;Древней Греции. Главное декоративное достоинство маркетри состояло в#nbsp;том, что, несмотря на#nbsp;определенные, свойственные дереву ограничения в#nbsp;цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по#nbsp;колориту композиции, которые в#nbsp;тонкости нюансировок могли соперничать с#nbsp;живописными произведениями. В#nbsp;середине XVIII века в#nbsp;Европе каждая национальная школа имела «свое лицо» и#nbsp;ведущих специалистов в#nbsp;этой области.

В#nbsp;XVIII веке техника маркетри приходит в#nbsp;Россию. Петр I#nbsp;предпринимает попытку создать русскую школу мастеров и#nbsp;даже посылает 18 столяров учиться в#nbsp;Англию и#nbsp;Голландию. Но#nbsp;его усилия стали приносить плоды только во#nbsp;время царствования Екатерины#nbsp;II. Императрица, следившая за#nbsp;всеми новыми художественными веяниями в#nbsp;европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и#nbsp;отделке своей главной резиденции#nbsp;— Зимнего дворца. Значительная часть мебели его интерьеров была декорирована в#nbsp;технике маркетри. Среди мастеров, привлеченных к#nbsp;изготовлению такой мебели, были как русские умельцы, так и#nbsp;выходцы из#nbsp;различных европейских стран. В#nbsp;большом количестве наборную мебель изготавливал Христиан Мейер, который был лучшим краснодеревцем Петербурга во#nbsp;времена царствования Екатерины#nbsp;II. На#nbsp;его долю приходились самые разные заказы по#nbsp;убранству дворцов Ее#nbsp;Величества и#nbsp;петербургской знати.

Х. Мейер. Ломберный столик. 1770−1780-е гг.

Деталь маркетри на#nbsp;ножке и#nbsp;царге


Помимо него в#nbsp;технике маркетри работали и#nbsp;другие мастера, произведения которых украшали дворцы Петербурга и#nbsp;Москвы. Среди них следует назвать имя Никифора Васильева. Профессиональный уровень работ Васильева был столь высок, что его работы преподносились в#nbsp;качестве подарков самой императрице. Характерной чертой произведений мастера является изображение пейзажей с#nbsp;видами известных сооружений или парков пригорода Петербурга, Москвы, Подмосковья, Твери. Для#nbsp;творческой манеры Никифора Васильева характерно использование определенных растительных орнаментов, например: две переплетенные ветви, каждая из#nbsp;которых волнообразно изогнута, ветви имеют отходящие в#nbsp;сторону листья, цветы или ягоды.

Н. Васильев. Ломберный столик. 1780−1790-е гг.

Панно на#nbsp;крышке столешницы


Знакомясь с#nbsp;произведениями двух представленных мастеров, легко увидеть существенную разницу в#nbsp;их#nbsp;творчестве. Если Христиан Мейер в#nbsp;значительной степени ориентируется на#nbsp;европейские каноны, то#nbsp;в#nbsp;работах Никифора Васильева преобладает самобытность и#nbsp;яркость художественной фантазии, они далеки от#nbsp;влияний западноевропейских мебельных школ.

Прочесть полный текст можно в#nbsp;отделе литературы по#nbsp;искусству.


Семёнова Т. Маркетри и#nbsp;петербургские краснодеревщики Х. Мейер и Н. Васильев / Т. Семёнова // Наше наследие. —#nbsp;2008. —#nbsp;№ 85. —#nbsp;С. 148−159.