Art-пресс

Милые уродцы. Нэцкэ

Декоративно-прикладное искусство

Нэцкэ, катабори типа окимоно с авторской подписью

какихан; кость, пигментирование, окрашивание, резьба

2-я пол. XIX в., период Мэйдзи (1868−1912)

Собрание Л. М. Сафонова


Московский коллекционер Лев Михайлович Сафонов собрал необычную коллекцию японских нэцкэ. Маленькие изысканные фигурки традиционных японских брелоков — нэцкэ — представлены практически всеми своими видами, что делает это собрание особенно интересным.
История нэцкэ как вида японского искусства и бытового предмета насчитывает более 400 лет. Первые нэцкэ были похожи на круглое рисовое печенье в форме лепешки и назывались «кара-моно» — китайская вещь, или «тобори» — китайская резьба.
Нэцкэ как брелок-противовес предназначался для подвешиваемых к широкому поясу (оби) в традиционном японском костюме (кимоно) коробочек для лекарств (инро) и мелких вещей (сагэмоно) — вееров, личных печатей, кисета с табаком и трубкой. Этот округлый брелок — скульптура высотой около 5 см с двумя дырочками (химотоси) был нужен ввиду отсутствия карманов в японском традиционном костюме.

Нэцкэ, катабори; кость, резьба, гравировка, окрашивание, пигментирование

Период Эдо (1603−1868). Собрание Л. М. Сафонова

Эбису с веером — бог счастья и удачи, торговли и богатого улова, покровитель маленьких детей. Имеет исконно японское происхождение.

Окимоно; резьба, пигментирование

Конец периода Эдо (1603−1868) -начало периода Мейдзи (1868−1912). Собрание Л. М. Сафонова


Нэцкэ, катабори; с авторской подписью какихан; кость, пигментирование, резьба, гравировка

Собрание Л. М. Сафонова

Олень — священное животное в синтоизме, связанное с культами плодородия.

Материал нэцкэ нес глубокий символический подтекст. Изделия из слоновой кости воспринимались как символ долголетия и считались лечебным средством. Среди нэцкэ встречаются и редкие породы дерева.
Некоторые нэцкэ, изображающие мифологических существ или божеств, сделаны фамильярно и насмешливо, что позволяет предположить одну из функций как «карнавальной вещи», призванной помогать выходить за пределы формализованной и официальной жизни.

Прочесть полный текст можно в отделе литературы по искусству.

Милые уродцы. Нэцкэ / Ю. Ларионова // Собранiе. — 2012. — № 2. — С. 134−139.