Art-пресс

Гармония противоречий

Музыка
В 2022 году исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Николаевича Скрябина, которого называют самым мистическим композитором Серебряного века. Увлечение философией Ф. Ницше, затем оккультными идеями Е. Блаватской, духовными практиками тибетских монахов отразилось на его творчестве. В Скрябине удивляет невероятная гармония творческого и человеческого облика, однако есть и определенные противоречия. Музыка Скрябина уникальна, ее вполне можно назвать неземной, она далека от музыкального традиционализма. В каждом произведении композитор открывал что-то новое в музыкальном языке, который был неразрывно связан с его философской системой. Его духовными братьями в поэзии можно назвать А. Блока, К. Бальмонта, И. Северянина, а в изобразительном искусстве — М. Врубеля.

А. Скрябин пытался своим искусством, выраженным в звуках, посредством этих звуков преобразить мир. Он вынашивал замысел грандиозного действа, призванного объединить все виды искусств и изменить историю человечества. Композитор первым в мире предусмотрел партию для световой клавиатуры — воображаемого инструмента, проецирующего разноцветные лучи. Собственно, сам термин «светомузыка» ввел в обращение именно Александр Николаевич Скрябин. Его музыка оказала влияние на таких известных композиторов, как И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.

И сейчас, спустя много лет после его ухода, он остается для нас загадкой, музыкально-философско-культурно-художественным феноменом, имя которому — Скрябин.

Прочесть полный текст статьи можно в отделе литературы по искусству.

Соколов И. Гармония противоречий / И. Соколов // Музыкальная жизнь. — 2022. — № 1 (1230). — С. 2−4.