Art-пресс

Храм-памятник

Архитектура
Исаакиевский собор, одно из крупнейших и красивейших купольных сооружений мира, задумывался для прославления сильного государства, как олицетворение политического триумфа монархии и в память об императоре Петре I, который родился в день поминовения преподобного Исаакия Далматского. В 1809 году был объявлен конкурс на разработку проекта собора с учетом требования Александра I — оставить алтари предыдущего храма. Однако зодчие во избежание неравномерной осадки нового собора предлагали снести алтари, поэтому ни один из проектов царь не одобрил. Огюст Рикар де Монферран, архитектор, приехавший в Россию из Франции, в 1817 году создал 24 эскиза в различных архитектурных стилях с сохранением трех уже освященных алтарей.

В 1818 году Александр I утвердил его проект, и начались работы, которые продолжались до 1858 года. При возведении собора применялись новые технические решения, такие как установка колонн и безраспорного ферменного перекрытия купола. Купол Исаакиевского собора облицован медными листами, позолоченными «огневым способом»: их трижды покрывали амальгамой из золота и ртути, которую выпаривали, нагревая листы над жаровней, что дало возможность сохранить позолоту без повреждений на протяжении более полутора веков. Интерьеры собора отделаны малахитом, лазуритом, порфиром, мрамором разных оттенков, использовалась также позолота и литая бронза. Помимо традиционной росписи здесь имеются и мозаичные изображения. Художественно-декоративное оформление должно было нести идейную нагрузку, подчеркивая мысль о консолидации Православной церкви и российской монархии, о почитании русских царей как помазанников Божьих.

Особую декоративность Исаакиевский собор приобрел благодаря огромным многофигурным горельефам во фронтонах портиков с изображениями библейских сцен работы русского мастера Ивана Петровича Витали и французского скульптора Филиппа Оноре Лемера. Кроме того, И. П. Витали является автором статуй 12 апостолов и ангелов в углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Скульптуры ангела и апостола Варфоломея на фронтоне западного портика собора


Над росписью собора работали лучшие художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов расписал свод главного купола храма круговой композицией «Богородица во Славе».

К. П. Брюллов. Богоматерь во славе. Плафон главного купола


Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находится витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Гессом.

За 40 лет строительства собора в нем приняли участие почти 500 тысяч человек: каменотесы, плотники, камнерезы, лепщики, кузнецы, скульпторы, живописцы…

В годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, здесь хранились экспонаты различных пригородных музеев. Золотой купол Исаакиевского собора был тщательно замаскирован, но, несмотря на это, здание было значительно повреждено. После окончания войны в соборе велись ремонтные и реставрационные работы, длившиеся с 1945 по 1963 год, в результате которых на куполе собора появилась смотровая площадка, открывающая вид на центральную часть Санкт-Петербурга. После проведения реставрационных работ Исаакиевский собор снова предстал во всем своем великолепии.

Прочесть полный текст статьи можно в отделе литературы по искусству.
Мудров Ю. Храм-памятник / Ю. Мудров // Мир музея. — 2018. — № 9 (373). — С. 2−9.
Мудров Ю. Храм-памятник / Ю. Мудров // Мир музея. — 2018. — № 10 (374). — С. 30−34.